Фирма "ЗОНД" образована в 1993 году выпускниками кафедры "Методы и приборы неразрушающего контроля на ж.д. транспорте" Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта и со дня основания специализируется на решении задач ультразвукового контроля металлоконструкций на транспорте и в других отраслях.
Основные направления работ - разработка и производство аппаратуры и устройств для ультразвукового контроля, а также консультации и методическая помощь во внедрении аппаратуры и технологий неразрушающего контроля, поставка приборов, образцов, устройств для ультразвуковой дефектоскопии.
Фирма особенно тесно сотрудничает с Научно-исследовательским институтом мостов и дефектоскопии, Петербургским Государственным университетом путей сообщения Императора Александра I, имеет совместные разработки с НПП "РДМ" (г. Кишинев), многолетние связи с ведущими организациями в области неразрушающего контроля.
Специалистами фирмы совместно с НИИмостов и НПП «РДМ» разработаны первый специализированный ультразвуковой дефектоскоп для вагонного хозяйства – УДС2-32 и переносной многоканальный дефектоскоп - УДС2-52 "ЗОНД-2" , совместно с НИИмостов - первые регистраторы результатов ультразвукового контроля колес, осей, рельсов серии УР, устройства сканирования колес серии УСК и осей серии УСО.
Фирмой «ЗОНД» данное и другое оборудование поставлено на серийное производство. За годы работы выпущено и поставлено на железные дороги России и стран ближнего зарубежья более 1550 устройств сканирования колес типа УСК , 540 устройств регистрации результатов контроля колес и осей типа УР-1 и УР-2 , 1460 устройств регистрации результатов контроля рельсов типа УР-3Р, 350 специализированных ультразвуковых дефектоскопов УДС2-32; 260 ультразвуковых дефектоскопов УДС2-52 "ЗОНД-2"; поставлены сотни стандартных образцов, тысячи специализированных и типовых преобразователей.
Значительное внимание специалистов фирмы уделяется и работам по контролю основного металла, сварных швов металлоконструкций, применяемых в других отраслях промышленности. Эти работы особенно активизировались с появлением многоканального переносного дефектоскопа УДС2-52 "ЗОНД-2" . Например, на его базе были созданы и успешно внедрены система ультразвукового контроля крупных алюминиевых объектов для глубоководного бурения, технологий дефектоскопии бурильных труб и высокопроизводительного контроля сварных швов средней толщины.
Накопленный конструкторский и технологический опыт позволил специалистам фирмы приступить и к серьезным работам по автоматизации контроля, нацеленным на значительное повышение производительности и эффективности дефектоскопии; в последние годы разработаны, изготовлены и успешно внедрены на ряде предприятий автоматизированные комплексы "ЗОНД-3" для ультразвукового контроля осей вагонов.
Измерительная аппаратура, изготавливаемая фирмой, прошла в полном объеме испытания Госстандарта России с получением соответствующих Сертификатов и лицензий, включена в Реестр средств измерений ОАО "Российские железные дороги".